Кто в Москве, обязательно идти. Особенно, если вы слышащие родители глухого или слабослышащего ребёнка. Чтобы хоть немного его понять. Чтобы стать ближе. Я не люблю интерактивные спектакли. В театре я люблю быть зрителем (и желательно на последнем ряду, а на некоторых спектаклях желательно и без знакомых вокруг). В театре у меня своя собственная четвертая стена и я не люблю, когда ее нарушают актеры (ну если это только не раздача сушек на "Самой легкой лодке в мире" в РАМТе))). И тут вдруг перед спектаклем объявляют, что вот прямо сейчас собираются задеть чувства зрителей, и даже предлагают в случае необходимости покинуть зал ))))) Сразу напряглась. Хотя нет. Напряглась раньше. У нас же инклюзия. Общество без границ, всем - равные возможности, мы все вместе.... И тут при входе в зал каждого спрашивают, как он себя сегодня ощущает - глухим или слышащим - и разводят по разные стороны сцены. И несколько минут я на стороне слышащих сижу одна. Хорошо, что потом стороны заполняются равномерно. Но эти несколько минут слишком хорошо помогают ощутить, что нормотипичность - явление зыбкое и сильно зависит от того, кого в данный момент вокруг больше. И оказаться единственной слышащей среди неслышащих, которых ты не понимаешь - так себе удовольствие. Потом добавил ощущений не предусмотренный программой вечера "диалог" на жестовом через сцену, в котором я не понимала примерно ничего. Нет, ну некоторые отдельные слова узнавала, буквы в слово тоже могла слепить, но что мне человек хочет сказать - не понимала хоть убей. Поэтому когда со сцены зазвучал рассказ глухого ребенка, отданного в обычную школу, об уроке, из которого он понял единственное слово, я уже его состояние просто всем нутром ощущала, ведь я буквально несколько минут назад прожила это ощущение и прочувствовала вот этот взгляд "Ну ты чего? Ты что, реально не понимаешь? Ну как ты не поймешь?" Вот и чувствовала себя дурой повторно с новой силой ))) А когда актеры задавали вопросы зрителям или звали на сцену танцевать, я себя чувствовала малышом, спрятавшимся в детском саду под стол, только бы его не трогали.... А когда в записи шли ответы нормотипичных людей на разные вопросы, связанные с глухотой, я сидела и думала, как бы я ответила, и понимала, что если мне сходу задали бы эти вопросы, я бы тоже говорила бы какую-нибудь ерунду, за которую потом было бы стыдно... Собственно, меня никто не спрашивал, а мне все равно было стыдно за то, что не знаю "правильных ответов". Одна из самых распространенных фраз в отзывах на спектакли НЕДОСЛОВа "Моментально забываешь, что актеры не слышат". В том-то и дело. Для слышащих в драматических спектаклях прелести и необычности добавляет только жестовый язык и волшебный перевод. А в музыкальных и перевода нет, а жесты воспринимаются поначалу как пластика. Да, каким-то краешком мозга помнишь, что это театр неслышащих актеров. Восхищаешься мастерством. Пытаешься представить, как это. Но разве это возможно представить? И вот студенты 3 курса театрального курса РГСАИ показывают, ЧТО стоит за этим мастерством. "Как это сказать" - документальный спектакль, созданный на основе интервью с глухими и слышащими людьми. Неслышащие рассказывают о своем детстве, о слышащих родителях, которые не сразу поняли, что ребенок глухой, о том, как страшно в детстве терять слух и впервые оказаться среди глухих детей, о том, как страшно слышать звуки, когда к ним не привык (слушайте, я же реально только полгода назад впервые услышала, как громко тикают часы в моей комнате! обычно я их не слышу! в смысле - не обращаю на них внимания, как еще на множество звуков вокруг). А еще я никогда не была у логопеда. И от того, что ребята держали во рту красивые красные леденцы-сердечки, ощущение, что это мне в рот кто-то сует какие-то железяки не исчезало... Даже сейчас пишу и ощущаю вкус металла. А я и понятия не имела, как учат говорить голосом, если ты себя не слышишь.... И стучал в голове глупый вопрос "Зачем?" Невероятно глупый. Мне же самой так хочется выучить жестовый, чтобы понимать и чтобы понимали меня! А в обществе, где жестовый не знает примерно никто, научиться говорить голосом просто необходимо - хотя бы для каких-то экстренных ситуаций, когда невозможно написать... А еще мне всё казалось, что логопеды и учителя раздраженно орут. Но может быть, казалось. Просто было слишком громко. Вообще весь спектакль было слишком громко. Но так и надо, конечно. Монолог про инвалидность читала раньше в ленте. И уже писала где-то и не один раз, что глядя на всех этих невероятных людей мне просто стыдно ныть, что я устала после работы или что мне сложно что-то выучить и сделать. И вот это последнее - самый большой триггер сегодняшнего вечера. И именно из-за этого я до сих пор торможу с ржя. Я просто тупо боюсь. Боюсь, что у меня не получится, боюсь что-то сказать не так (я вечно бесконтрольно размахиваю руками, забывая, что может ненароком получиться какое-то слово; а выученные жесты, наоборот, испаряются из памяти в нужный момент или путаются), страшно, что я ничего не понимаю... И отсюда смущение, и снова желание сделаться незаметной, опустить глаза, не здороваться, не привлекать внимания. Это же я не умею говорить на "нормальном" всем понятном языке... А на сцене люди, преодолевшие все страхи, добившиеся невероятных результатов, ценой огромных усилий и упорного труда добывшие то, что нам дано на халяву, а мы и не пользуемся (например, не танцуем и не поем, ссылаясь на то, что слуха нет...). Восторг, восхищение и огромная благодарность за эту встряску. По дороге к метро уверенно сказала, что больше на спектакль не пойду. Но сейчас уже очень хочется пересмотреть! Еще раз СПАСИБО! На видео - "дискотека" со зрителями на сцене. Интересно, на какой бы раз я решилась выйти? Но нет. Я радуюсь, что сразу интуитивно выбрала безопасное место ))))

Теги других блогов: театр инклюзия спектакль